В бывшем здании Академии тыла и транспорта стартовал первый день съемок исторической драмы «Батальон смерти». Фильм рассказывает о подвиге женского батальона, созданного в Петербурге по приказу Временного правительства в 1917 году для поднятия боевого духа армии.
Картина посвящена 100-летию с начала Первой мировой войны, создается при содействии Министерства культуры. Задуманная как военно-патриотическая, она, судя по всему, будет далека от банальной воспитательной агитки.
Здание СПбГУ (Бывшее здание минобороны - Академии тыла и транспорта, а в свое время Кадетского корпуса) передано СПбГУ совсем недавно и в ближайшее время начнется его капитальный ремонт, а пока оно отлично подходит для съемок фильма о военной разрухе - исторические интерьеры сохранены, а запустение почти полное. Один из залов завален грудами битого кирпича и известкой, и решительно непонятно - имеет ли это отношение к съемкам. Процессу очень мешают - буквально за стеной идет праздник для первокурсников СПбГУ, и реплики актеров заглушает «Gaudeamus».
В соседнем помещении скучает массовка – 40 девушек в костюмах революционной эпохи. По сценарию первая ступень создания батальона - постриг в солдаты. Девушкам, разумеется, не хочется расставаться с волосами. «У нас эту сцену будет только одна попытка - дело в том, что волосы будут стричь по-настоящему. Переиграть это невозможно, так что все должно быть снято с одного дубля» - волнуются актрисы.
В главной роли – актриса, телеведущая, народная актриса России Мария Аронова, которая исполняет роль Марии Бочкаревой – командира и одного из идеологов создания «Батальона смерти». Она уже побрилась налысо и надела форму, идет съемка сцены, в которой офицер приглашает девушек стричься. На съемочной площадке извечная толчея и неразбериха, железная режиссерская дисциплина лишь непосредственно в кадре. Аронову принято считать комедийной актрисой и это, в общем, верно. Но какой грозной и величественной она может быть, Аронова показала еще в постановке «Царская охота», где сыграла императрицу Екатерину.
«Барышни – прошу… Ну прошу же, барышни», - уговаривает девушек стричься офицер. Режиссер фильма Дмитрий Месхиев недоволен. «После каждого каждый дубля Месхиев повторяет, что «вот, вот сейчас было очень хорошо», но заставляет снимать вновь и вновь.
Через несколько часов после начала процесса прямо на съемочную площадку, в свите журналистов прошествовал министр культуры Владимир Мединский. Он живо интересуется реквизитом «Да, да это электрическая постригательная машина начала века. Общий принцип тот же, что и сейчас, только источник тока – человеческая сила. Один стрижет, другой крутит педаль», - объясняет Месхиев. Актеры, массовка, журналисты, Мединский - в узком коридоре возникает давка. «Так, по рЭльсам не ходим, господа, по рЭльсам не ходим! Вы погнете, а на них камера держится, платить будете», – зычно кричит Аронова под хохот присутствующих.
Специально для Мединского был совершен традиционный «кинообряд» - разбита тарелка «на удачу». Осколки раздали всем ключевым участникам процесса, после окончания съемок тарелку вновь склеят.
На пресс-подходе Мединский щедро демонстрирует патриотизм. «На самом деле, Первую мировую войну мы почти выиграли, проиграли можно сказать, случайно. Эти девушки должны пробудить у современной молодежи интерес к истории Отечества, гордость за страну», - заявляет он. В этом же духе высказывается и автор идеи фильма, генеральный продюсер Игорь Угольников. Он особенно настаивает на недопустимости поведения большевиков в военные годы. Авторы фильма цитируют слова Путина, произнесенные на одном из заседаний Совета Федерации о том, что, допустив поражение России в Первой мировой, большевики совершили акт национального предательства, который обернулся частичной оккупацией страны и огромными человеческими потерями.
Тем не менее, произнесенная Ароновой фраза значительно нарушает патриотический пафос Мединского и Угольникова. «Моя задача в этом фильме – показать полную бессмысленность всей этой затеи с женскими батальонами», - заявила Аронова. Месхиев поправил актрису, уточнив, что безумство создания отрядов не умаляет героизма воевавших девушек.
«Батальон смерти» - не первый военно-исторический фильм Месхиева. В 2004 году он снял драму «Свои», посвященную жизни оккупированных деревень в годы Великой Отечественной. В основе фильма – моральная дилемма об одновременной необходимости и невозможности сотрудничать с немцами. «Батальон смерти» не менее проблематичен. Впервые под знаменем с православным крестом воевали женщины. Увы, они потерпели поражение дважды – и от немцев, и от большевиков.
Съемки будут происходить преимущественно в Петербурге, батальные сцены – в Псковской области. Окопы, полностью соответствующие историческим, уже созданы. Премьера должна будет должна состояться уже 1 августа 2014.
Тимофей Тумашевич
Съемки фильма "Батальон смерти". Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Съемки фильма "Батальон смерти". Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Съемки фильма "Батальон смерти". Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Съемки фильма "Батальон смерти". Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Съемки фильма "Батальон смерти". Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Съемки фильма "Батальон смерти". Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Съемки фильма "Батальон смерти". Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»